Катерина Шпу (shpy) wrote,
Катерина Шпу
shpy

Category:

Музей Отечественной войны 1812 года


Картина В.В. Верещагина "Наполеон I на Бородинских высотах"

В самом центре Москвы, на площади Революции, в здании бывшего Музея В.И. Ленина, уже как 3 года работает новый музей, открытый к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. А Музей Ленина полностью ликвидирован. Кстати, именно в нём меня когда-то, в другой жизни, принимали в пионеры.
И вот, в позапрошлую субботу, спустя много-много лет я снова оказываюсь в этом историческом здании. Мы с мужем попали туда на интереснейшую экскурсию. И с экскурсоводом нам повезло - молодой, увлечённый человек, - Мачехин Игорь Сергеевич, который сам участвует в реконструкциях сражений войны 1812 года.
Музей большой, в 2 этажа. Каждый зал разбит на темы. Первый этаж - вводная зона: "Россия и Франция: между миром и войной. 1801-1812 (Александр. Наполеон. Расширение Французской империи. Подготовка к войне...). Второй этаж - непосредственно Отечественная война 1812 года (от Немана до Смоленска, Бородино, Московский пожар...) и Заграничные походы 1813-1814 годов.
Мы ходили по залам около 3х часов, но совсем не устали. Было настолько интересно, что даже не заметили, как пора было расходиться. Сейчас я вам покажу то, что наиболее мне понравилось и запомнилось.
Кстати, что важно, - 99% вещей и документов в музее подлинники! Около 20 тысяч предметов сейчас находится в хранилище и только 2 тысячи выставлено в зале.



Свидание Наполена, Александра I и Фридриха Вильгельма III в Тильзите 26 июня 1807



Гравюра Ж.Авриля по оригиналу Ф.де Мейса 1805 г. "На случай восшествия на Российский престол Государя Императора Александра I. Аллегория". "Вверху на облаках запечатлен образ Екатерины II и образ Петра I, которые в благословении поддерживают медальон с портретом Александра I. Ниже купидон с лентой, на которой надпись:«d’Alexandre a jamais vous viendra lebonheur | rendre son peuple heureux, estle voeu de son coeur» (От Александра всегда вам будет счастье; сделать свой народ счастливым – желание его сердца). Внизу Россия, в образе императрицы Елизаветы Алексеевны, подносит на подушке корону, скипетр и державу. Петр изображен в образе главы сонма античных богов Зевса (Юпитера), символ которого орел с небесным огнем в лапах, Екатерина - в прообразе богини Геры (Юноны), мифологической жены Зевса, одним из атрибутов которой считались павлины. В нижней части слева и справа фигуры божеств и аллегорических символов древнего мира: Меркурия, Флоры, Геракла; трех граций, поверженной Медузы Горгоны; фигурки путти с атрибутами власти, искусств и военной доблести. Под гравюрой российский герб и подпись: «Peint par Ferdinand de Meys.—Grave par Avril a Paris 1805. | На случай возшествия на всероссийский Престол. | Государя Императора Александра I го. | посвящено и поднесено | Ея величеству всеавгустейшей Государыне Императрице Елисавете Алексеевне.| Преданнейшим и всепокорнейшим слугою Фердинандом де Мейсом — Alexandre Ier. empereur detoutes les russies | a son avenement antrone | Dedie et Presente a | Sa Majeste l’Imperatrice Son Auguste Epouse. | ParSon tres humble et tres obeisant Serviteur Ferdinand de Meys. | A Paris Rue Cassette № 24». Примечательно, что гравюра была выполнена в 1805 году в Париже, когда Россия и Франция уже находились в состоянии войны." (информация с сайта музея). На гравюре в центре видны очертания Петербурга.



Папка для хранения родословной Российской императорской фамилии с вензелем Александра I.
Справа медальон с волосами Александра I.



Новый Завет в золотом окладе - по легенде музея - подарок будущему Императору Александру I от бабушки Екатерины II. Именно она завела в России традицию делать наследникам престола подобные подарки - Священные книги.



Подлинные награды Наполеона 150 лет хранились в Германии. Были вывезены в СССР в 1946 году в порядке реституции.
Самая любопытная для обывателя - Орден слона - высшая награда Королевства Дании. Единственный в мире объемный орден. Носится на цепочке на левом бедре. Этот орден в Дании вручают до сих пор.





В центре одного из залов первого этажа можно увидеть чёрный столб. Это модель Вандомской колонны, установленной в Париже по указу Наполеона в честь победы в сражении при Аустерлице. Высота колонны 44 метра. На колонне 426 бронзовых барельефа на различные военные сюжеты, отлитые из захваченных орудий австрийской и русской армий.
За колонной бюсты - родные и близкие Наполеона.



Первая подробная карта Российской империи, созданная военными топографами в 1805 года более чем на 100 листах (на стенде печатная копия 8 листов). Внизу лежит папка для её хранения. Французы каким-то образом добыли копию этой карты, перевели её на французский и увеличили в масштабе. В центре стенда представлен лист карты Европейской России, изданной в 1812 году Главным Военным депо французского Генерального штаба. Такие карты были у французского генералитета во время войны 1812 года. На карте не указаны дороги, только направления, что запутало французские войска и снизило скорость их передвижения.



При подготовке французской армии к вторжению в Россию Наполеон решает провести секретную операцию - напечатать поддельные Российские государственные ассигнации (деньги), чтобы ими оплачивать в России закупки продовольствия и фуража, а также платить жалование своим солдатам. Фальшивки печатались несколько лет, предположительно с 1810 по 1812 года. Выполнялись очень искусно, но всё-таки имели ряд отличий от оригиналов, например: подпись не рукописная, исполненная тушью, а напечатанная типографским способом; опечатки ("госуларственный", вместо "государственный", "холячею" вместо "ходячею"); иная бумага.
На стенде первая ассигнация - оригинал. Вторая и третья - фальшивки.



В форме русских солдат преобладает зелёный цвет, у французов - синий. Форма кажется слишком маленькой. Но на самом деле люди в то время были почти такими же как и сейчас, лишь на 10 см в среднем ниже. Форма сделана из сукна и садится примерно на 2 размера в 50 лет. Представленные образцы уменьшились за время хранения на 4-5 размеров.
Многих удивляет, почему штаны у солдат белые, ведь легко испачкать. Но белый материал дешевле и его проще выбелить, чем красить. Кроме того, военные носили всегда с собой мел и закрашивали им загрязнения.





Содержимое солдатского ранца. Реконструкция 2012 года. Кирпич терли на тёрке, смешивали с маслом и чистили ружья. Но это было редкостью, чистить кирпичом можно было только ржавчину, а до такого состояния оружие доводили редко. Интересно, что ружья того времени могли производить только 3 выстрела в минуту. Дальность стрельбы была не высока, стреляли, когда видны были белки глаз - примерно 100 шагов.





Французский сапёрный тесак Императорской гвардии с Гальским петухом использовали как пилу/топор.
"В каждом полку французской пехоты было несколько саперов. В бою они играли роль штурмовиков, прокладывающих дорогу на пересеченной местности, вышибающих двери, ломающих баррикады и т.д. На парадах они шли «в голове колонны» вместе со знаменной группой и музыкантами. Имели заметные отличия в униформе: носили окладистые бороды, широкие кожаные фартуки и перчатки с большими крагами, в армии чаще всего на головах вместо киверов были меховые шапки. Помимо особого тесака вооружались большими топорами. Во французской армии эта традиции сохранилась и поныне." (информация с сайта музея).



AFP/Getty 512347369Фото современного французского парада из Интернета.

Походная кухня из обоза наполеоновской армии, изготовленная по заказу в Германии. Это единственный экземпляр в мире, дошедший до наших дней. Доподлинно известно, что отбит он был у французов под Вязьмой казаками генерала-адъютанта графа Орлова-Денисова. Дровяная печка подогревала воду в баке, в котором вывешивался бачок для приготовления пищи - водяная баня. Приготовление пищи могло осуществляться и на ходу. Кухню тянула одна лошадь. Сзади имеется даже кофейник. Скорее всего такой кухней мог пользоваться только офицерский состав.
Кстати, порох в армии использовали как соль в кашу, так как на вкус он солоноват.





Русский походный самовар на 2,5 литра и французские походные столовые приборы лично принадлежали Кутузову. Приборы - подарок Суворова.



Походная кровать. На ней клеймо: императорская корона и надпись: DESOUCHES. Считается, что она принадлежала самому Наполеону. Была захвачена русскими войсками при переправе через Березину. Кровать складная. На спинке видно чехол с карманами, куда во время сна императора складывали важные донесения.



Обращение (афиша) главнокомандующего в Москве графа Ф.В. Ростопчина к московским жителям с известиями о Бородинском сражении



Смоленская икона Божьей матери из собрания Исторического музея повторяет древний чудотворный Смоленский образ. В 1602 году с древней чудотворной иконы Богоматери Смоленской был сделан список, который поместили в башне смоленской крепостной стены, над днепровскими воротами. Когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону-список взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы эту икону носили между войнами, чтобы укрепить их дух и ободрить перед генеральным сражением. Иконы с образами Смоленской , Иверской и Владимирской Богоматери в день Бородинского сражения также обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен. До 1941 года та Смоленская икона Божьей матери пребывала в Смоленске в Успенском соборе, после её судьба неизвестна.



Как все знают, в 1812 году Москва была сожжена. Но почему случился пожар доподлинно не известно. Экскурсовод озвучил нам несколько популярны версий:
Москву поджигали русские, которые жгли склады с провизией, оружием, чтоб не досталось французам.
Французы подожгли, чтоб скрыть следы мародёрства, за которое у них полагался расстрел.
Пожар случился из-за неумелого обращения с походными печами.
Пьянство вошедших в Москву французов и соответствующее разгульное, неосторожное поведение.
Самый первый очаг пожара - Замоскворечье, где жило в основном купечество. Очаги возгораний быстро распространялись по деревянным постройкам из-за ураганного ветра сентября 1812 года.
Гравюра 1813 года, раскрашенная акварелью, на которой изображён план Москвы после пожара. Чёрное - это сгоревшие районы, красное - то, что осталось.



Портреты героев партизанской войны художника А. Смирнова, 1813 год.
Герасим Матвеевич Курин - организатор крестьянского вооруженного отряда в районе города Богородска.
Василиса Кожина жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии несколько раз участвовала в конвоировании захваченных пленных французов и однажды убила косой дерзкого французского офицера.



Зрительная труба и портфель Кутузова, а также чресплечная Лента ордена Святого Георгия, которая предположительно также принадлежала главнокомандующему русской армии Кутузову. Лента и Орден Святого Георгия - высшая военная награда страны и тогда и сегодня. Кутузов получил её в феврале 1813 года и носил её всего-лишь 3 месяца до своей кончины (поэтому выглядит как новая). Кстати,не смотря на то, Кутузов дважды был ранен в голову, никакой повязки у него на глазу никогда не было.



Это свинцовая пуля (в самом центре), которая попала во время Бородинского сражения полковнику Хлопову в бок и застряла в позвоночнике. Полковник прожил с ней 28 лет. Когда рана стала сильно беспокоить, он отправился в Швейцарию на операцию по удалению пули. Но был неудачно задет позвоночник и Хлопов умер. Жена в память о муже сделала такое вот оформление пули в серебре.



Найденные на Бородинском поле пуговицы от французских мундиров. Номера - это номера полков.



В экспозиции представлены сани, в которых по музейной легенде, в ноябре 1812 года Наполеон покинул Москву.





Крепостные ключи - трофеи русской армии от городов: Дрезден, Кёльн, Данциг, Бред, Бремен, Лейпциг, Брюссель, Гамбург, Утрехт.



И в последнем зале музея представлена экспозиция из 19 подлинных картин Верещагина серии "Наполеон I в России".

"Зарево Замоскворечья" 1887-1895 гг.















Вот такие вот впечатления у меня остались благодаря сообществу mosblog. Отдельное большое спасибо за организацию и приглашение Михаилу tushinetc!.
Tags: впечатления, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

promo shpy july 25, 2010 16:10 2
Buy for 10 tokens
Побережье Лидо ди Езоло. Уже не первый год здесь летом прямо на пляже проводится фестиваль песчаных скульптур. В этом году открылся 13ый фестиваль. Каждый год тема совершенно разная, например различные зАмки, африканские животные, Египет и прочее. В этом году, я считаю, что нам повезло, тема…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments